EN|RU|UK
 Суспільство, Політика України
  9421  44

 ВИБОРИ НА ДОНБАСІ: МІНА ДЛЯ ЄВРОПИ

Захід продовжує офіційний і кулуарний пресинг, підштовхуючи Київ до якнайшвидшого проведення виборів на Донбасі. Сьогодні "експрес-вибори" на окупованих територіях, по суті, є гігантською міною уповільненої дії, пульт від якої лежить у головному кремлівському кабінеті. "Імплантація" в Україні підконтрольного Кремлю терористичного мілітаризованого утворення з псевдодержавними метастазами загрожує перетворити всю країну на кризову зону в центрі Європи, на "міграційний вулкан".

Проводить выборы в нынешней ситуации недопустимо. Для Запада безопаснее, выгоднее и дешевле максимально "заморозить" ситуацию на Донбассе и "разморозить" нормандский процесс, настраиваясь на трудные и длительные переговоры по политическому урегулированию. Причем, не исключая тот вариант, что к четырем непризнанным республикам на постсоветском пространстве присоединятся (на какое-то время) еще две.

ОПАСНАЯ НАСТОЙЧИВОСТЬ ЗАПАДА И "ТРОЯНСКИЕ" ИНТЕРЕСЫ МОСКВЫ.

В последние месяцы усилилось давление Запада на Киев по скорейшему проведению избирательной компании на Донбассе. 3 марта 2016г. на встрече нормандской четверки в Париже обсуждалась инициатива Германии, председательствующей в ОБСЕ, о проведении выборов на востоке Украины в первой половине нынешнего года. 19 апреля во время визита в Москву глава французского МИД Жан-Марк Эйро заявил о том, что Украина в первом полугодии должна внести изменения в Конституцию о специальном статусе Донбасса и "поправку об избирательном процессе на Донбассе". Спустя неделю, 25 апреля канцлер ФРГ Ангела Меркель по итогам ганноверской встречи лидеров США, Германии, Британии и Италии адресовала Киеву весьма однозначный сигнал: "нам надо в первую очередь поработать над законом о выборах". А на следующий день по тому же самому "избирательному" поводу в Киев приехала заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд.

Давление на Киев было поддержано из Москвы. 27 апреля Сергей Лавров, выступая на V Московской конференции по безопасности заявил о необходимости "заставить киевские власти выполнить взятые на себя обязательства. Осознание таких действий наших западных партнеров растет…Надеюсь, что в своих закрытых контактах с руководством Украины эту линию они начали проводить гораздо более настойчиво".

Двенадцатая встреча "нормандской четверки" в Берлине (11 мая 2016г.) вновь была сфокусирована на "обеспечении безопасности выборов" и вновь Киев стал объектом коллективного прессинга. А Лавров даже привез подготовленный в Кремле законопроект о выборах на Донбассе. И вновь звучали сожаления Франка-Вальтера Штайнмайера по поводу того, что не видно прогресса по выполнению политической части Минских соглашений. В ближайшее время ожидается подключение "тяжелой артиллерии" в виде визита в Киев Джона Керри…

Запад с упорством, заслуживающим лучшего применения, проталкивает план "экспресс-выборов" на Донбассе - и тут позиции Берлина, Парижа и Москвы, как ни странно, совпадают, только по кардинально разным причинам.

В ЕС, погруженном во внутренние проблемы и конфликты ("миграционный кризис", референдум в Британии, война в Сирии, проблема ИГИЛ, предстоящие выборы и тд. и тп.) наблюдается "усталость" от российско-украинской войны. Ощущается также и усталость от Украины с ее перманентными внутриполитическими кризисами, вялотекущими реформами, и отсюда - явное желание поскорее поставить отметку "выполнено" в графе "минские соглашения". Да и заокеанский союзник США сосредоточен на президентских выборах и мучается от головной боли по имени Дональд Трамп.

Поэтому, франко-немецкому дуэту в рамках нормандского процесса нужно: а) добиться быстрого и понятного бизнесу и избирателям внешнеполитического успеха - причем за счет интересов Киева, ибо Москва ни на какие уступки идти не собирается - и формально закрыть тему Донбасса (образно говоря, залепить язву пластырем и надеяться, что болезнь как-то пройдет); б) наладить диалог и сотрудничество с Кремлем (пусть и не в прежнем формате) или хотя бы снижение конфронтации. Не случайно глава немецкого МИДа Штайнмайер выступает против изоляции РФ, ратует за нормализацию отношений с Кремлем, и создание условий для возвращения Владимира Путина в G -8. Кстати, внятный сигнал по поводу снятия санкций недавно подала нижняя палата французского парламента.

А вот Москве, на благоприятном фоне усталости Европы, нужно с одной стороны реализовать "троянский сценарий" - т.е. быстро и легально вмонтировать марионеточные "ДНР" и "ЛНР" в Украину и освободиться от бремени их финансирования. (По некоторым данным только на "донбасскую социалку" уходит ежегодно около $ 1 млрд. В апреле 2016г. Главное управление разведки Минобороны Украины сообщило, что в ближайшее время ожидается очередной российский транш на нужды "ДНР" в размере 1,1 млрд руб.).

С другой стороны РФ жизненно необходимо добиться к июню смягчения/снятия санкций ЕС. Это было бы весьма пафосно преподнесено накануне думских выборов как убедительная внешняя победа Кремля, в т.ч. и "Единой России".

Используя ситуацию, российская сторона в рамках Контактной группы подготовила свой вариант "дорожной карты" по реализации Минских соглашений, предусматривающий выполнение политической части уже в первом полугодии (!). Аналогичный вариант "дорожной карты" состряпали и "дээнэровцы". При этом вовсе не случайно лидеры "ДНР" и "ЛНР" перенесли выборы с апреля на 24 июля 2016г.

МИНА ДЛЯ ЕВРОПЫ


Для Киева категорически недопустимо проведение каких бы то ни было скороспелых "экспресс-выборов" на оккупированных территориях. В таком случае в Украину вполне легально вживляется марионеточное террористическое милитаризованное образование со всеми разросшимися за два года псевдогосударственными метастазами. (Только в "ДНР" насчитывается 20 "министерств", а также "народные советы", "советы министров", "прокуратуры", "центробанки", "верховные суды" вкупе с всевозможными профсоюзами, печатными и электронными СМИ, псевдообщественными пророссийскими организациями - такими как, например, многотысячная "Донецкая республика").

При этом, два армейских корпуса вооруженных до зубов боевиков (40 тыс.) превращаются в "народную милицию", подчиненную российским силовикам, и после отвода украинских войск и снятия блокпостов расползаются по всей Украине, вместе с сетью диверсионно-разведывательных групп, густой резидентурой ФСБ, ГРУ, СВР, и парамилитарными полукриминальными структурами, созданными "ДНР" и "ЛНР". Формирования боевиков массово инфицируют страну и готовят "русскую осень" в Новороссии. (Нелишне напомнить, что спровоцировал войну на Донбассе отряд наемников - "отпускников" во главе с российским диверсантом Гиркиным). Вот тогда и становится реальностью полномасштабный горячий конфликт и дезинтеграция страны с непредсказуемыми последствиями.

Тогда в центре Европы вместо пятачка террористического анклава "ДНР" и "ЛНР", изолированного ныне 69-тысячной украинской армейской группировкой, возникнет огромная (размером с Испанию) кризисная зона. Это - плата за "электоральные инициативы" Запада. Это - мина для Европы. А выиграет лишь одна сторона, которая живой силой, оружием и финансами поддерживает боевиков и вопреки всему не считает себя стороной конфликта.

Исходя из такого сценария, Запад, руководствуясь хотя бы инстинктом самосохранения, должен быть заинтересован в "глубоком замораживании" конфликта на Донбассе и настроен на долгий марафон политического урегулирования. Это безопаснее и дешевле, нежели подталкивать Киев к неподготовленным и авантюрным выборам на оккупированных территориях с драматическими для всего континента последствиями. Сегодня крайне важно трезвое и практичное понимание сложившейся альтернативы - или надежная изоляция террористического анклава или горячий конфликт континентального масштаба.

Поэтому, целесообразнее "заморозить" Донбасс и одновременно "размораживать" нормандский процесс (т.е. расширить переговорный формат, искать новые пути и варианты урегулирования, как в рамках минских соглашений, так и вне их).

Международный опыт миротворчества свидетельствует о единственно возможном алгоритме урегулирования кризисных ситуаций: преодоление "горячей" фазы конфликта и далее - политический диалог - выборы и т.д. Причем, в ситуации с Донбассом идея введения полицейской миссии ОБСЕ - вовсе не панацея урегулирования конфликта. Более того, "миссия ОБСЕ" может обернуться очередной проблемой и для Украины и для Запада.

Во-первых, ОБСЕ не имеет ни опыта подобного рода миротворческих операций, ни необходимых ресурсов (для такой операции нужен многотысячный профессиональный контингент, а нынешняя Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине насчитывает 700 невооруженных гражданских наблюдателей, которые исключительно собирают информацию и готовят отчеты).

Во-вторых, недопустимо участие российских батальонов в такой миссии. Ибо тогда уже вполне легально оккупанты становятся миротворцами и абсолютно легально будут через российско-украинскую границу снабжаться оружием, техникой и личным составом. Да и как украинский парламент может узаконить присутствие на своей территории вооруженных сил страны-агрессора?

В-третьих, два армейских корпуса боевиков с тяжелым вооружением и миссия полицейских с пистолетами - несопоставимые величины. В данном случае миссия никак не является ни силовым аргументом, ни фактором сдерживания.

В-четвертых, если эта гипотетическая миссия будет располагаться только по линии фронта (это ультиматум боевиков), то ее влияние на ситуацию на оккупированной территории сведется к нулю. И силы ОБСЕ будут инструментом именно "замораживания" конфликта, а не урегулирования.

В пятых, кардинально разные представления о роли и функциях гипотетического "контингента ОБСЕ" на Донбассе в лучшем случае превратят переговоры по организации миссии в очередной долгоиграющий процесс с нулевой суммой.

При этом, продавливание выборов на Донбассе вкупе с внесением соответствующих изменений в Конституцию чревато острым внутриполитическим кризисом в Украине - во-первых, в Верховной Раде категорически нет на это необходимого количества голосов. А во вторых, граждане страны однозначно не поддерживают эту идею. По данным социологических исследований Центра Разумкова (март 2016г.) 56% украинцев против предоставления особого статуса "Донбассу" и 53% против проведения выборов на неподконтрольных Киеву территориях.

Ныне складывается парадоксальная ситуация: виноватой оказывается страна, которая в результате российской агрессии понесла беспрецедентные утраты: ЛЮДСКИЕ (более 9 тыс. погибших граждан и 1,7 млн. беженцев), ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ (оккупировано 44 тыс. кв. км.), ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (утрачено 20% промышленного потенциала)! И эту страну обвиняют в том, что она не хочет менять свою Конституцию в угоду террористическому анклаву и стране-агрессору. По сути ее обвиняют в том, что она противостоит закладыванию мощной мины замедленного действия в центре Европы!

ВЫБОРЫ НА ДОНБАССЕ: "КРАСНЫЕ ЛИНИИ"


Непременные условия возможных выборов на Донбассе очевидны и неоднократно озвучены украинской стороной: а) демилитаризация, выведение российских войск и разоружение всех незаконных формирований, полный демонтаж псевдогосударственных институций "ДНР" и "ЛНР"; б) контроль силами ОБСЕ украинско-российской границы; в) обеспечение юрисдикции украинской власти на всей оккупированной территории, присутствие украинских СМИ, политических партий, международных наблюдателей. (К примеру, как обеспечить финансирование выборов без присутствия украинских финансовых институций?); г) обеспечение права участия в выборах 1,7 млн. вынужденных переселенцев. А это означает создание нового реестра избирателей.

Это самый общий и далеко не полный перечень обязательных условий, "красных линий" для Украины, которые не предполагают компромисса и двойного толкования. При этом сами выборы можно проводить только после полной ликвидации последствий российской оккупации. Что имеется ввиду?

В случае ухода России из Донбасса потребуется немало времени на "карантин" и комплексную "санацию" этой территории (в т.ч. ликвидация структур предыдущей "власти", информационное покрытие территории, обезвреживания криминально-террористического пророссийского подполья, резидентуры спецслужб и тд.). На Донбассе за годы оккупации усилиями РФ вокруг псевдогосударственных институций сформировалась и укрепилась враждебная Украине политико-идеологическая, социально-духовная среда. Нужно учитывать колоссальные негативные последствия изощренной российской пропаганды, профессионально прививающей ненависть ко всему украинскому.

Ситуация "гибридной аннексии" Донбасса исключает возможность проведения там выборов. Более того, ныне не наблюдается, и нет оснований ожидать в ближайшее время перемен в позиции России поддерживающей и курирующей "ДНР" и "ЛНР". Да и лидеры боевиков, вовсе не собираются интегрироваться в Украину - в так называемых "республиках" введен в обращение российский рубль, идет массовая паспортизация населения, формируется своя система "патриотического воспитания молодежи" по российским методикам, пишется "отдельная" история "республики" и целенаправленно и методически нагнетается антиукраинская истерия… (По экспертным оценкам, за два минувших года только в "ДНР" была создана мощная пропагандистская машина со штатом в 120 человек и бюджетом, значительно превышающим бюджет Министерства информационной политики Украины).

Тот же Захарченко еще в сентябре 2015г. в обращении к "жителям ДНР" заявлял о том, что они не собираются возвращаться в Украину и ведут "переговоры с коварным и вероломным врагом", "дипломатическую битву с безжалостной террористической бандой". А в мае 2016г. лидер "ДНР" во время "прямых линий" с жителями Одессы и Харькова призывал к развалу Украины - "Может быть, собрать заново Украину на других - федеративных или конфедеративных - началах. Может быть, наоборот, демонтировать её и начать жить своей собственной жизнью".

ПОВЕСТКА ДЛЯ УКРАИНЫ

Не стоит питать иллюзии о скором и безболезненном "возвращении" оккупированных территорий Донбасса в Украину. Два года войны являются более чем убедительным доказательством, того, что конфликт на Донбассе - это всерьез и надолго, и в рамках минских договоренностей он не решаем. В качестве предостережения уместно вспомнить о замороженных вот уже четверть века конфликтах на постсоветском пространстве, о непризнанных республиках - Приднестровская Молдавская Республика (1990г.), Нагорно-Карабахская Республика (1991г.), Республика Южная Осетия (1992г.), Республика Абхазия (1993г.). Причем пульт управления этими конфликтами, регулирующий их температуру и активность находится в кремлевском кабинете №1.

Так же нелишне напомнить, что в 2008г. Россия признала независимость Абхазии и Осетии и заключила с ними договора "о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи". К процессу "признания независимости" быстро подключились Никарагуа, Венесуэла, Науру, Тувалу…Подобный негативный сценарий отбрасывать нельзя.

В самом общем виде повестка действий Украины должна сводиться к следующим безотлагательным пунктам:

Первое. Трансформировать Постановление Верховной Рады от 17 марта 2015г. "Про признание отдельных районов, городов, сел Донецкой и Луганской областей временно оккупированными территориями" в полноценный Закон Украины со всеми вытекающими политико-правовыми последствиями. Согласно новой Стратегии национальной безопасности и Военной доктрине пересмотреть статус ситуации на Донбассе (АТО) - речь должна идти о военном конфликте, т.е. отражении внешней агрессии. Параллельно задействовать все возможные средства и международные механизмы для деоккупации Донбасса и Крыма, добиваясь признания РФ стороною конфликта.

Второе. Очевидным приоритетом является оперативная комплексная реформа и укрепление сектора обороны страны, наращивание надежного военного потенциала, обеспечение внешней военно-технической помощи.

Третье. Осуществление эффективных внутренних реформ, и в первую очередь - обуздание коррупции.

Четвертое. Сохранение и расширение международной поддержки и солидарности с Украиной. Добиваться продолжения западных санкций.

Пятое. Реальная европейская интеграция. Речь идет о практической реализации Соглашения об ассоциации с ЕС. Это, пожалуй, самый эффективный инструмент противостояния российской угрозе.


Михаил Пашков, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова, специально для "Цензор.НЕТ"

Коментувати
Сортувати:
у вигляді дерева
за датою
за ім’ям користувача
за рейтингом
 
 
 
 
 
 вгору