EN|RU|UK
 Економіка
  7656  10

 "АМЕРИКАНСЬКІ ГІРКИ" УКРАЇНСЬКОГО БУДІВНИЦТВА

Чому подальше самопочуття будівельної галузі залежить від рішення чотирьох ключових проблем, які важливі реформи має завершити для цього влада і що допоможе викорінити будівельні афери.

Что происходит в отрасли

В 2016 году строительная отрасль Украины демонстрирует хрупкий рост. За первое полугодие он составил 9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Традиционно наиболее активным оказался Киев, но порадовали строителей также Харьковская, Днепропетровская и Одесская области. Похоже, что появилась надежда выровнять ситуацию и привлечь в сферу строительства новые инвестиции.

Однако незаконное строительство угрожает едва наметившейся тенденции роста в отрасли. По данным ГАСИ (Государственная архитектурно-строительная инспекция), на каждой третьей стройплощадке, которые проверяет ведомство, зафиксированы нарушения. Сравнительно с прошлым годом количество таких случаев увеличилось почти на тысячу. За полугодие застройщики получили штрафов на суму 120 млн гривен, что в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Такими темпами незаконные застройки способны дискредитировать всю отрасль. Честные застройщики будут нести репутационные потери, аферисты же продолжат свою деятельность, обманывая оставшихся доверчивых инвесторов.

Дырявое сито разрешительной системы

Почему же строительные аферисты смогли не только поднять голову, но и сделать скандалы, конфликты и махинации трендами строительства?

Одна из главных причин - действующая разрешительная система. Она построена так, что 99% строек начинаются после подачи сообщений и деклараций. Туда застройщик вносит информацию о первичных документах, которые он получил у местной власти (земля, градостроительные условия строительный паспорт или проект). Но при регистрации документа ГАСИ не проверяет правдивость этих данных и застройщик может вписать в декларацию все что угодно, не очень опасаясь проверки. В результате только в Киеве, по словам мэра Виталия Кличко, 150 объектов строят без разрешительных документов. Проверка может настигнуть застройщика позже, но, как правило, к этому времени он уже выгнал несколько этажей, а то и построил весь дом. К тому же, инспекторского ресурса, по словам ГАСИ, хватает только на каждый десятый строительный объект.

Группа народных депутатов при поддержке ГАСИ направили на рассмотрение парламента законопроект, который в корне меняет разрешительный механизм. Он делит стройки на три разряда и предписывает для строительств сложного и среднего уровней получать разрешения. От деклараций они отличаются тем, что застройщикам придется подавать копии тех самых первичных документов, о которых они так часто вносят недостоверную информацию. Сегодня законопроект уже принят в первом чтении и осенью Верховная Рада обещает к нему вернуться.

Централизация или децентрализация

Вторая проблема - излишняя централизация регулирующей системы. В 2008 году была создана Государственная архитектурно-строительная инспекция, в компетенцию которой входит осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил. Но в тоже время стройпаспорта и градусловия выдаются управлениями архитектуры местных советов. Координация между ними и ГАСИ нарушена - переписка двух госструктур может длиться месяцами, а незаконный дом в это время продолжает строиться.

В рамках децентрализации сейчас полномочия на места возвращают, чтобы вновь сконцентрировать все разрешительные и контрольные градостроительные функции в одних руках. Парадокс заключается в том, что многие города не спешат принимать на себя эту ответственность. Из более 400 городов только 28 взяли новые полномочия. По словам ГАСИ, они готовы отдавать функции, но местные власти, очевидно, просто избегают лишней ответственности.

Преступление без наказания

Третья причина проблем отрасли - отсутствие законного механизма разрешения строительного конфликта и наказания виновных. Рано или поздно возникает вопрос принуждения недобросовестного застройщика к соблюдению закона. И тут ГАСИ и местная власть бессильны. Не обладая полномочиями блокировать стройку или демонтировать ее, ГАСИ и местная власть вынуждены наблюдать как нарушитель продолжает свои незаконные действия. Кроме того, застройщик всегда может реанимировать работы с помощью судебного решения. Печально известный король строительной пирамиды Войцеховский, например, с помощью провинциальных судов, вводил свои незаконные объекты в эксплуатацию.

Решение этой проблемы лежит за пределами собственно строительной отрасли и требует системных реформ. Честный суд и эффективное силовое ведомство должны стать не помехой, а опорой государственного контроля над законностью строительства.

Излечение от коррупции

Наконец, четвертая проблема - это коррупция. Строительство стабильно находилось в ореоле коррупционных скандалов, эксперты утверждали, что высокая цена на квадратные метры не в последнюю очередь связана с коррупционной составляющей. Еще два года назад Конфедерация строителей Украины сообщала о рекордных 20 миллиардах гривен взяток ежегодно, которые вынуждены выплачивать застройщики разным госструктурам.

С тех пор государство осуществило ряд существенных реформ, направленных на восстановление прозрачности в отрасли. Прежде всего, изменили систему приема разрешительных документов на строительство. Уже два года граждане и предприниматели подают документы исключительно в Центры предоставления административных услуг. Таким образом, удалось исключить контакт между заявителем и чиновником, что само по себе минимизирует коррупционные риски.

Наряду с другими госструктурами в строительной отрасли перешли к электронной системе предоставления административных услуг. Практически все услуги в строительстве можно получить онлайн. Инициаторы такой системы уверяют, что таким образом из процесса устраняется человеческий фактор, а заодно экономится время.

В случае если у заявителя возникают вопросы по заполнению документов, ему есть куда обратиться. При Центрах админуслуг ГАСИ создала специальные консультационные центры, отдельно функционирует общественная приемная ведомства. Казалось бы, ничего сверхъестественного, но еще два года назад к чиновникам нельзя было достучаться вовсе.

Возможно, благодаря этому по данным офиса бизнес-омбудсмена ГАСИ не входит в список государственных учреждений с наибольшим количеством жалоб со стороны бизнеса.

Прогнозы дальнейшего развития строительной отрасли зависят от решения этих четырех ключевых проблем. Либо власть завершит начатые реформы и установит понятные цивилизованные правила игры на рынке, либо строительство и дальше будет напоминать американские горки, где за каждым небольшим подъемом нас будет ждать стремительный спад.


Анна Щабленко
Коментувати
Сортувати:
у вигляді дерева
за датою
за ім’ям користувача
за рейтингом
   
 
 
 вгору