EN|RU|UK
 Політика України
  9365  6
Матеріали за темою:

 "Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я": Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року

Директор НАБУ Артем Ситник під час презентації Звіту про діяльність Національного бюро у другому півріччі 2017 року заявив, що "представники влади, представники правоохоронних органів зробили все в другому півріччі 2017 року для того, щоб знищити Бюро, щоб усунути керівництво Бюро з посад".

"Скажу откровенно, многие не верили, что этот отчет буду представлять именно я", - отметил Сытник.

По информации главы НАБУ, с начала расследований детективы Национального антикоррупционного бюро Украины и прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры разоблачили более 300 человек, вероятно причастных к совершению коррупционных преступлений. В отношении 173 из них дела уже переданы в суд.


Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я: Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року 01
Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я: Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року 02

В прошлом году, в частности, было завершено досудебные расследования в отношении таких высокопоставленных лиц как председатель Счетной палаты, бывший руководитель Государственной фискальной службы Украины, экс-председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса. Кроме того, в суд направлены дела в отношении ряда руководителей крупных государственных компаний, которые годами страдали от коррупционных схем.
Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я: Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року 03

Благодаря работе детективов НАБУ и прокуроров САП государству уже возвращено свыше 250 млн грн. Из этой суммы 174 млн грн возмещено в 2017 году. Кроме того, правоохранительным органам удалось предупредить хищение почти двух млрд грн. Для устранения предпосылок совершения коррупционных преступлений юристы Национального бюро подали 35 исков в суд о признании недействительными кабальных для государства соглашений на общую сумму более 6 млрд грн. Вследствие этого свыше 130 млн грн уже взыскано в пользу государства.


Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я: Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року 04
Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я: Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року 05

Главным вызовом для НАБУ и САП остается отсутствие приговоров по делам, направленным в суд. В более чем 70% дел пока нет решений.
Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я: Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року 06
Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я: Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року 07

Багато хто не вірив, що звіт представлятиму саме я: Ситник презентував звіт про діяльність НАБУ в другому півріччі 2017 року 08

489 уголовных производств в работе, 149 подозреваемых и 173 обвиняемых в коррупции - с такими результатами Национальное антикоррупционное бюро завершило 2017 г., второй от начала расследований (первые уголовные производства детективы НАБУ зарегистрировали в Едином реестре досудебных расследований 4 декабря 2015 г.). Приоритетными направлениями в работе детективов НАБУ в течение прошлого года были государственные предприятия и подследственные Национальному бюро топ-чиновники. II полугодие 2017 г. отметилось рядом резонансных разоблачений фактов коррупции, прежде всего в оборонно-промышленной сфере. Так, в июле задержаны пять должностных лиц Вооруженных Сил Украины и ГП "Львовский бронетанковый завод" по подозрению в растрате более 28 млн грн, в августе - шесть человек (в том числе должностных лиц Государственной пограничной службы) разоблачены на растрате 16,6 млн грн , выделенных из государственного бюджета на обустройство украино-российской границы (так называемый проект "Стена"). Два месяца спустя была разоблачена схема по хищению средств Минобороны Украины при закупке топлива на сумму более 149 млн грн, среди подозреваемых - заместитель Министра. В конце октября 2017 г. задержан экс-заместитель Министра внутренних дел по подозрению в растрате 14 млн грн при закупке рюкзаков для нужд Национальной гвардии Украины. Не остались без внимания детективов НАБУ и государственные предприятия, по которым в СМИ давно закрепился имидж коррумпированных структур. Прежде всего речь идет о таких гиганты как ОАО "Укрзализныця", ГП "НАЭК "Энергоатом", "Аграрный фонд" и другие. Среди лиц, подозреваемых детективами Бюро в совершении коррупционных преступлений, одной из самых многочисленных групп являются руководители государственных предприятий, в уставном капитале которых доля государства или коммунальной собственности превышает 50%: на них приходится 17,6% от общего количества подозрений.

"Наиболее популярные" преступления связаны с присвоением, растратой имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст.191 Уголовного кодекса Украины) их признаки содержит более половины сообщений о подозрении. Результативность действий детективов НАБУ в раскрытии коррупционных схем не осталась незамеченной. В течение 2017 г. имели место неоднократные попытки пересмотреть отдельные положения Закона Украины "О Национальном антикоррупционном бюро Украины" для лишения  НАБУ институциональной независимости. Внесение этих изменений удалось избежать благодаря усилиям общественности и поддержке международных партнеров. Осенью 2017 г. существовал большой риск вступления в силу изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины, согласно которым несколько тысяч уголовных производств, расследованы Генеральной прокуратурой, могли быть переданы в Национальное бюро. В последний момент все же удалось сохранить норму, которая отменила временное ограничение в два года на расследование ГПУ дел экс-чиновников, начатых до начала работы НАБУ. Если бы этого не произошло, работа Национального бюро, в котором работает около 200 детективов, была бы заблокирована. В конце года Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК), вопреки положениям Уголовно-процессуального кодекса, попыталось пересмотреть правовые основы расследования фактов внесения недостоверных данных в электронные декларации и незаконного обогащения, определив обязательным условием для уголовного преследования по ст.366-1 и ст.368-2 Уголовного кодекса Украины наличие результатов полной проверки электронных деклараций, которую по закону осуществляет исключительно НАПК. Сейчас количество дел по приведенным статьям, находящихся в производстве детективов НАБУ, в десятки раз превышают количество полных проверок, проведенных НАПК. В некоторых из этих дел уже есть подозреваемые. Указанные попытки ограничить институциональную и функциональную способность НАБУ расследовать факты коррупции свидетельствуют о том, что новый правоохранительный орган успешно выполняет задачи по очистке власти от коррупции, возложенные на него украинским народом.

Юридическое управление НАБУ наладило эффективную работу, о чем свидетельствует количество полученных ответов от иностранных коллег. Из 291 запроса о международной правовой помощи, направленных НАБУ в компетентные органы других государств, почти 130 выполнены, причем около трети - во втором полугодии 2017 года. Информация, которую получает НАБУ таким образом, становится важной частью доказательной базы по уголовным производствах. Наиболее показательным примером этой работы является расследование фактов завладения средствами ГП "Восточный горно-обогатительный комбинат" в размере 17,28 млн долл. Для выяснения обстоятельств совершения указанных преступлений, детективы НАБУ направили в компетентные органы иностранных юрисдикций 53 запроса, что является рекордным количеством среди всех дел, которые расследует Национальное бюро. Именно благодаря эффективному сотрудничеству в этом направлении была добыта информация о деталях сделок, пути легализации полученных средств. Эти сведения стали основой для сообщения о подозрении в совершении преступлений экс-главе Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса и другим лицам.

Не менее результативной оказалась сотрудничество с коллегами из компетентных органов других государств во время расследования уголовного производства по факту нанесения ущерба ГП "Объединенная горно-химическая компания" в размере почти 13 млн долл. США. В общем, география запросов НАБУ о международной правовой помощи охватывает 57 государств и демонстрирует масштабы незаконной деятельности украинских топ-коррупционеров. Топ-5 стран, где подследственные НАБУ коррупционеры оставили свой "след", включают в себя Латвию (58 запросов), Кипр (26 запросов), Австрию (19 запросов), Великобританию (19 запросов) и Швейцарию (15 запросов). Такое случается из-за того, что в упомянутых странах существует упрощенная регистрация субъектов хозяйствования, которые используются в коррупционных схемах.

В течение отчетного периода Юридическое управление Национального бюро разработало и направило в компетентные органы иностранных государств 5 запросов о выдаче лица (экстрадиции) - всего с начала расследований НАБУ (4 декабря 2015 г.) были отправлены 14 запросов об экстрадиции. В сентябре 2017 г. одна из европейских стран осуществила первую в истории НАБУ экстрадиции подозреваемого в уголовном производстве, расследуемом детективами Национального бюро. Также стоит отметить, что деятельностью украинских топ-коррупционеров интересуются и компетентные органы других государств, о чем свидетельствует поступления в НАБУ соответствующих запросов о международной правовой помощи. Всего с момента начала работы Национальное бюро получило 16 таких запросов.

По состоянию на конец 2017 г. Национальным бюро поданы 35 исков о признании недействительными сделок на общую сумму более 6 млрд грн. Из них - 28 удовлетворены, большинство - в полном объеме. По 23 искам решения суда в пользу НАБУ вступило в законную силу (по 13 искам окончательные решения приняты судом кассационной инстанции).

Национальное бюро приобщается к совершенствованию законодательства с целью повышения эффективности своей работы. Так, в 2017 году Юридическим управлением Национального бюро проанализированы 27 проектов законов (из них 11 во II полугодии 2017 года) и подготовлены обоснованные позиции по ним.

Во взаимодействии Национального бюро с органами власти, государственными учреждениями и организациями в 2017 году получены и обработаны 44 проекта нормативно-правовых актов (из них 19 документов - во II полугодии 2017 года).

Одной из задач Национального бюро, согласно закону, является выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению уголовных преступлений, отнесенных к его подследственности. Во исполнение этой нормы в течение отчетного периода детективы НАБУ подготовили и направили в органы государственной власти 8 соответствующих представлений, касающихся устранения коррупционных рисков при проведении тендеров на закупку за счет государственного бюджета, предоставление в аренду государственного имущества, условий работы на рынке энергетики. К примеру, летом 2017 детективы НАБУ сообщили в Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, о существующем порядке и определенных условиях для риска необоснованного завышения "зеленого тарифа". Другой пример - осенью 2017 г. НАБУ обратило внимание Министерства образования Украины на несоответствие требованиям законодательства договора аренды помещений одного из научных учреждений, относящегося к государственной собственности.

Всего во II полугодии 2017 года из 29 дел, в которых детективы Национального бюро завершили досудебное расследование, а прокуроры САП направили обвинительный акт в суд, рассмотрение по существу началось лишь по четырем; еще по двум производствам утверждены соглашения о признании вины. По состоянию на 31 декабря 2017 г. из 107 дел, которые находятся в судебных инстанциях, только по четверти принятые решения. Причем, среди этих решений пока есть только один обвинительный приговор, по которому лицо приговорили к лишению свободы. Речь идет о решении Рубежанского горсуда Луганской области, который признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.369-2 Уголовного кодекса Украины, и приговорил к лишению свободы на три года Алихмана Ахмедова, который исполнил роль посредника в получении неправомерной выгоды судьей Северодонецкого городского суда Луганской области. Приговор вступил в силу 1 сентября 2017 года. В 2018 году вступит в силу еще один приговор по делу НАБУ: работники Управления Службы безопасности Украины в Одесской области признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.15, ч.4 ст.190 УК Украины, и назначены им наказание в виде 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества, принадлежащего им на праве частной собственности, в доход государства. Однако сразу после судебного решения, вынесенного в декабре 2017 года, прокурорами САП была подана апелляция. По мнению обвинения, суд первой инстанции оценил представленные доказательства как покушение на завладение чужим имуществом путем обмана, однако не принял во внимание доказательства получения неправомерной выгоды обвиняемыми. Остальные решений по делам от НАБУ и САП - это в основном сделки о признании виновности с второстепенными участниками коррупционных схем, заключенные следствием в обмен на ценные показания или компенсацию вреда, причиненного государству. Отсутствие судебных приговоров позволяет избегать уголовной ответственности топ-коррупционерам, на справедливое наказание которых ожидает общество. Также это исключает возвращения в бюджет государства средств, арестованных во время расследований. Сумма установленных убытков в производствах НАБУ и САП, направленных в суд, превышает 4 млрд грн. При наличии приговоров появятся юридические основания для взыскания этих средств в доход государства, в том числе и за счет арестованного имущества. В рамках завершенных расследований детективов Национального бюро кроме денежных средств по состоянию на 31 декабря 2017 г. наложен арест на 77 объектов недвижимости (в том числе 4 - за границей), 96 земельных участков, более 70 транспортных средств, корпоративные права на сумму более 460 тыс . грн и тому подобное. Совершенно очевидно, что при такой практике судебная система не может обеспечить объективное и быстрое рассмотрение дел, расследование в которых осуществляли детективы Национального бюро.

Так, за два года расследований благодаря деятельности НАБУ государству возвращены 253 300 000 грн, хищение еще более 2 млрд грн удалось предотвратить. В общем, в 2017 году усилиями Национального бюро возмещены 177 400 000 грн, в том числе 103 900 000 грн - в течение второго полугодия прошлого года. Сейчас государству могут быть возвращены еще 786 700 000 грн по механизму конфискации в соответствии с судебными решениями в отдельных производствах.

Однако задача НАБУ - не только обезвреживать существующие коррупционные схемы, но и устранять предпосылки их появления. Так, например, хищение 75 млн грн при закупке товаров, работ и услуг Министерством обороны удалось предотвратить благодаря оперативной работе детективов Национального бюро. Проверив информацию и обнаружив в ней признаки возможного хищения средств, НАБУ направило письмо Министру, и соответствующая закупка была отменена. Еще 242 500 000 грн остались в госбюджете благодаря своевременной реакции Национального бюро.

Впрочем, наибольший экономический эффект от работы Национального бюро - почти 1,5 млрд грн прибыли госпредприятия ОАО "Укргаздобыча". Такую сумму компания получила в течение полутора лет после разоблачения и ликвидации в июне 2016 года детективами НАБУ под процессуальным руководством прокуроров САП так называемой "газовой схемы". Для сравнения, в течение предыдущих трех лет, когда под контролем отдельных лиц еще действовали договоры о совместной деятельности с коррупционной составляющей, ОАО "Укргаздобыча" получило прибыль в размере всего 25 млн грн. Кроме того, детективам Национального бюро удалось предотвратить незаконное хищение более 60 земельных участков в Киевской области. Их ориентировочная стоимость составляет более 10 млн грн.

Во втором полугодии 2017 г. НАБУ получило более 10,5 тыс. обращений, что на 30% больше, чем в первые шесть месяцев прошлого года. О повышении уровня доверия граждан к НАБУ свидетельствует и статистика заявлений о коррупционных преступлениях, поданных в Национальное бюро представителями бизнеса, общественных организаций и органов государственной власти. За последние шесть месяцев их количество выросло более чем вдвое - до 2 749. Примерно на четверть вырос объем обращений в общественную приемную и на почту НАБУ, на 60% чаще стали обращаться с запросами о доступе к публичной информации. Почти вдвое по сравнению с I полугодием 2017 года, выросло и количество запросов, направленных СМИ в пресс-службу НАБУ, - с 111 до 209. Также выросло присутствие представителей НАБУ в телеэфире.

В течение второго полугодия 2017 г. сотрудники НАБУ продолжили перенимать лучшие мировые практики по противодействию коррупции от своих коллег из правоохранительных органов других государств и ведущих экспертов в этой области. С этой целью, а также для совершенствования своих знаний представители Национального бюро приняли участие в 32 зарубежных учебных мероприятиях. Также в отчетном периоде состоялась 71 встреча руководства и сотрудников Национального бюро с международными партнерами; осуществлены 33 международных визита за границу.

Национальное бюро является одним из самых востребованных работодателей в государственном секторе страны. Об этом свидетельствуют не только результаты опросов, опубликованных средствами массовой информации, но и количество кандидатов, стремящихся трудоустроиться в НАБУ: в среднем на одну вакансию претендуют 30-35 человек. Как известно, назначение на все должности в НАБУ (исключая должности Первого заместителя и заместителей директора) происходят по результатам открытого конкурса. За все время работы Национального бюро присоединиться к команде антикоррупционеров пытались более 40 тыс. человек. Сейчас штат НАБУ практически укомплектован: вакансии составляют менее 10% от общей штатной численности (предельная численность работников НАБУ соответствии с Законом Украины "О Национальном антикоррупционном бюро Украины" - 700 человек). Поскольку количество вакансий уменьшается, конкуренция между претендентами иногда бьет рекорды. Так, например, участниками конкурса на две вакантные должности старших детективов были 140 человек, на одну должность детектива - 60 человек, для участия в конкурсе на должность заместителя руководителя Юридического управления Национального бюро подали документы 222 человека. Чтобы не допустить трудоустройства в НАБУ нечестных лиц, победители конкурсов на должности детективов и руководителей структурных подразделений дважды проходят проверку на полиграфе: на финальной стадии конкурса и после прохождения испытательного срока. И хотя результаты этого исследования не являются обязательными и не имеют решающего значения в принятии решения конкурсной комиссии по избранию победителя отбора, ни одно лицо, которому предлагалась проверка на полиграфе, не отказалась от нее. В целом на протяжении 2017 г. проведены 190 психофизиологических исследований с использованием полиграфа, из них 91 - в связи с кадровой проверкой перед назначением на должности в НАБУ, 73 - в связи с окончанием у работников испытательного срока, 9 - в рамках проверки на доброчестность,  7 - при проведении служебных расследований.

В течение II полугодия 2017 г. 44 сотрудника повысили квалификацию по профессиональным программам, 168 - по краткосрочным семинарами и тематическими тренингами, 131 - приняли участие в учебных мероприятиях при поддержке международных партнеров. Сейчас 18 человек получают дополнительное или последипломное высшее образование, 11 - учатся в аспирантуре и один человек является одновременно и студентом, и аспирантом.

Сметные назначения НАБУ на 2017 год были утверждены 7 февраля 2017 г. с общим фондом (с изменениями на конец года) почти 773 600 000 грн, из которых использованы 596 600 000 грн. В течение бюджетного периода в смету Национального бюро по специальному фонду бюджета внесены изменения на общую сумму более 29,3 млн грн. Благодаря взвешенному подходу НАБУ удалось не только обеспечить необходимые материальные и технические нужды, но и сэкономить в 2017 году более 17% бюджетных ассигнований. С целью создания надлежащих материально-технических условий для полноценного выполнения структурными подразделениями Национального бюро возложенных на них задач в течение 2017 г. объявлены 357 процедур закупок товаров, работ и услуг в системе "Прозорро", из которых 200 - во втором полугодии, общая экономия составила более 19 млн грн. Также в течение 2017 года в системе "Прозорро" объявлены 112 допороговых закупок (из которых 47 во II полугодии), заключены 74 договора, экономия в которых составила почти 600 тыс. грн. Во втором полугодии 2017 г. по критерию крупнейшей экономии при закупках стоит отметить приобретение программного обеспечения и патронов (1,65 млн грн и 339,9 тыс. грн соответственно).

Полную версию отчета НАБУ за второе полугодие 2017 года можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Источник: https://ua.censor.net.ua/r3049433
Коментувати
Сортувати:
у вигляді дерева
за датою
за ім’ям користувача
за рейтингом
 
 
 
 
 
 вгору