EN|RU|UK
 Суспільство
  12327  19

 Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера "Норд"

І.Ромалійська

Вже місяць не вщухає скандал із затриманим українськими прикордонниками в Азовському морі сейнером "Норд" із Криму. Україна та РФ обмінюються обвинуваченнями й погрозами. Рибалки ж, які чотири рази намагалися перетнути кордон, тепер переховуються в російському консульстві в Києві.

"В плену всегда думал о самом дорогом", - рассказывает Дмитрий Таразанов газете "Комсомольская правда". Он и кок Ирина Оборина 19 апреля вылетели из киевского аэропорта "Жуляны" в Минск, оттуда уже в Москву, затем в Крым. "Пленом" они называют время, проведенное на материковой части Украины. Хотя в своих интервью крымским и российским пропагандистким изданиям отмечают, что после того, как им разрешили выйти с "Норда", жили в гостиницах, свободно передвигались, делали по сути что хотели. "Никто не угрожал, но давление психологическое было с самого начала. Ничего не заставляли, ничего не обещали. Просто были уверены, что мы граждане Украины. Но мы русские люди, мы россияне!" - цитируют Дмитрия Таразанова. Единственное требование к ним украинской власти: покажите украинские паспорта, а не российские, полученные на территории оккупированного Крыма.

 Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 01

Ирина Оборина и Дмитрий Таразанов, АРК, фото: "Комсомольская правда"

ЗАДЕРЖАНИЕ

25 марта около Обиточной косы в Азовском море катер морской охраны, который патрулировал акваторию, обнаружил около двух десятков рыболовецких судов - часть из них была под желто-синими флагами, часть - под российскими триколорами. 

Подробности задержания "Цензор.НЕТ" рассказал заместитель командира Мариупольского отряда морской охраны, капитан 1 ранга Николай Левицкий: "Мы обнаружили, что у капитана нет необходимых документов, ведь документы, которые он дал, были выданы незаконными органами власти, работающими на временно оккупированной территории, в Крыму. Поэтому командир корабля принял решение о задержании этого судна и конвоировании его в ближайший открытый для захода таких судов порт. А именно - в порт Бердянск".

 Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 02

 Николай Левицкий, Бердянск, Фото:"Цензор.НЕТ"

Вот уже месяц рыболовецкое судно под круглосуточной вооруженной охраной стоит в Бердянском порту. "Норд" - это старенький сейнер, построенный где-то в середине прошлого века. В трюме у него несколько килограммов выловленной кильки, работает холодильная установка. Российского флага, кстати, сейчас на мачте нет. Кто его снял и куда подевал - пограничники не знают. Снасти - брошены, в сетях еще можно отыскать запутавшуюся креветку.

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 03

 Судно "Норд", Бердянск. Фото:"Цензор.НЕТ"

 

    • -Там было 3 или 4 судна под российскими флагами, - говорит Левицкий.
    • -А почему именно "Норд" стали осматривать? - спрашивает "Цензор.НЕТ".

                   -Он был первым на пути нашего корабля

 Левицкий объясняет, что корабли, сейнеры, катера под российскими флагами в Азовском море - не редкость. Дело в том, что еще в 2004 году Украина и Россия ратифицировали "Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива", в котором прописано: Азовское море и Керченский пролив - это "внутренние воды Украины и РФ". В парламенте группа депутатов от "Народного фронта" еще летом 2015 года внесла законопроект о расторжении этого Договора, но до сессионного зала документ не дошел. "Все законопроекты, по которым нет консенсуса коалиционного, оседают в комитетах. Поэтому ваш вопрос нужно задавать коллегам из другой фракции", - говорит "Цензор.НЕТ" один из соавторов документа Сергей Высоцкий. Поэтому пока в Азовском море ходить имеют право суда обеих стран, и вполне законно корабли и сейнеры под триколорами могут подходить к украинскому берегу.

То есть, если бы судно было зарегистрировано где-то в Таганроге, - объясняет "Цензор.НЕТ" капитан Левицкий, - украинские пограничники, проверив документы, отпустили бы его. Но у "Норда" - "крымская прописка".

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 04

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 05

ДЕЛО

- Не за контрабанду, не за какие-то другие нарушения, а именно за порядок входа/выхода из временно закрытых портов оккупированного Крыма и было задержано это судно, - рассказывает "Цензор.НЕТ" помощник главы Госпогранслужбы Украины Олег Слободян.

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 06

Олег Слободян, Киев. Фото: "Цензор.НЕТ"

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 07

"Норд" приписан к Керченскому порту, который украинскими властями официально закрыт после оккупации. А значит, выходить из него никакие суда не могут. "Крым - это территория Украины, и все правоотношения, в том числе и по поводу порядка выхода судов в моря, регулируются законодательством нашей страны", - рассказывает зампрокурора Автономной Республики Крым Александр Удовиченко. Прокуроры его ведомства вместе с сотрудниками СБУ и вручали подозрение капитану судна Владимиру Горбенко, ему вменяют статью 3321 - это "нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее".

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 08

Александр Удовиченко, Киев. Фото: "Цензор.НЕТ"

Меру пресечения капитану избирали в Херсоне.

- Я потомственный рыбак, мой отец рыбалил в этом море, дед рыбалил! - восклицал капитан "Норда" на суде.

Уверял, что после оккупации это далеко не первая его рыбалка в Азовском море. Его главный юридический аргумент: сейнер выходил в море не из Керченского порта, а от причала своего рыболовецкого кооператива "Первомай".

- Все время мы возвращаемся и уходим от одного и того же причала. Это не порт, это просто причал номер 257, что указано в судовом журнале! По правилам, мы ездим в Керченский порт к портовым властям, в здание администрации - там ставится штамп только. Но это мы по берегу ездим! - объяснял капитан Горбенко.

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 09

Владимир Горбенко, Херсон, "Радио Свобода"

Но судью такой аргумент не убедил. Владимира Горбенко взяли под стражу. Через несколько дней адвокаты внесли за него залог - 35 тысяч гривен.

Размер залога объясняет зампрокурора АРК Александр Удовиченко: "Эта статья предполагает такую максимальную сумму, больше просить мы просто не могли".

После того, как капитан вышел из СИЗО, ему сообщили о новом подозрении, теперь уже инкриминируют незаконный вылов рыбы. "Фактически это было судно-браконьер. Они считали, что выданное им в Ростове разрешение дает им право ловить рыбу в Азовском море", - говорит Удовиченко.

ГРАЖДАНСТВО

Гражданство - ключевой вопрос во всей этой истории. И капитан, и члены команды - жители оккупированного Россией украинского Крыма. "Оккупационная власть на территории Крыма ввела их в гражданство Российской Федерации, которое не имеет никакого значения и нами не признается. Соответственно, мы их рассматриваем как граждан нашего государства", - рассказывает Александр Удовиченко.

- Вы имеете паспорт гражданина Украины? - спрашивает в Херсонском суде прокурор у капитана "Норда" Владимира Горбенко.

- Ваша честь! - адвокат Дмитрий Щербина не дает ответить своему подзащитному. - Какое это имеет отношение к обоснованию подозрения?!

- Подозреваемый, - это уже судья обращается к Горбенко. - Если вы не желаете отвечать на этот вопрос, вы можете не отвечать.

- Не желаю, - негромко говорит капитан.

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 10

 Горбенко с адвокатами

Суд в Херсоне обязал капитана Горбенко не выезжать из Херсонской области до окончания следствия. А вот на членов экипажа уголовные дела заводить не стали, подали лишь административные иски. И Мариупольский суд, когда присуждал членам команды штрафы, назвал их гражданами Украины.

Ночью с 7 на 8 апреля рыбаки появились на границе с Россией, в пограничном пункте "Гоптовка", это Харьковская область.

- Два микроавтобуса с дипломатическими номерами РФ приехали в пункт пропуска "Гоптовка", непосредственно членам экипажа не давали общаться с пограничниками, - рассказывает спикер погранслужбы Олег Слободян.

Украинские пограничники записали на мобильный телефон переговоры с пассажирами дипавтомобилей.

...

 Видео Госпогранслужбы, пункт "Гоптовка" 

- Я могу пригласить граждан, которые следуют в вашем транспортном средстве, для процедуры пограничного контроля?- спрашивает у российских консулов украинский пограничник, постучавшись в окно.

- К сожалению, сейчас не могу дать ответ на этот вопрос, - звучит голос с явным русским акцентом. Видимо, консула.

- А почему вы отказываетесь, чтобы данные граждане…? - вопрос пограничник не заканчивает.

- Потому что вы не даете гарантий, что они вернутся сюда, в машину.

- А как долго вы будете ждать указаний?

- Я не могу сказать. Я выполняю приказ, - отрезает россиянин.

В этот момент подключается второй пограничник:

- Вы на территории Украины находитесь!

- Мы на территории Российской Федерации!  

- Не, вы на территории Украины

- В машине, в машине мы на другой территории.

Переговоры эти ничем не закончились, российские дипломаты с рыбаками уехали. Чтоб уже следующей ночью снова попытаться пересечь границу, но уже не государственную, а административную - в пункте пропуска "Чонгар", на въезде в оккупированный Крым.

- Прибыли две машины с дипломатическими номерами, в которых, возможно, находились члены команды. Вышли два человека, представились адвокатами, попытались понять, каким образом они смогут пересечь административную границу и попасть в Автономную Республику Крым. На сам пункт въезда-выезда они не заходили. Мы объяснили им порядок. Они развернулись и уехали, - рассказывает "Цензор.НЕТ" Александр Минаев, помощник начальника Бердянского погранотряда по правовым вопросам.

- Создается впечатление, что члены команды находятся в заложниках у лиц, которые их сопровождают. Им не дают непосредственно общаться с представителями пограничной службы, за них принимают решения. Они (сопровождающие, - ред.) управляют всем этим процессом! - делится своими выводами спикер Погранслужбы Олег Слободян. 

Олег Слободян утверждает, что пограничники выпустят рыбаков, но если они предоставят украинские паспорта. Да только их крымчане если и сохранили, то с собой в море не брали. А российские, выданные в Крыму, у них изъяли сотрудники СБУ.

После двух неудачных попыток покинуть территорию мтаериковой Украины, россияне нашли выход - они срочно выдали крымским рыбакам заграничные паспорта граждан РФ. Именно по этим документам 19 апреля и удалось улететь из "Жулян" двум членам экипажа - Дмитрию Таразанову и Ирине Обориной, которые прибыв на полуостров начали рассказывать о том, что были в "украинском плену".

Госпогранслужба официально описывает это так: "Двое граждан Украины, членов суднокоманды "Норд" обманным путем выехали из Украины в Беларусь. В аэропорту "Жуляны" на рейс, следовавший в Беларуси, зарегистрировалось якобы двое граждан РФ, на паспортном контроле предъявили документы граждан РФ, выданные в генконсульстве РФ в г. Харьков. И поскольку транскрипция фамилий граждан в паспортах РФ отличалась от идентификационных данных граждан Украины - членов суднокоманды "Норд", которые содержались в базах данных, данные граждане были пропущены через границу и вылетели в Беларусь".

Когда пограничники осознали, что произошло, стали проверять следующие рейсы. Обнаружили, что таким же образом попытаются вылететь и еще 7 моряков "Норда". Их уже не выпустили и сняли в аэропорту на видео.

Видео Госпогранслужбы, аэропорт "Жуляны". 

Где сейчас оставшиеся семь членов команды - официально неизвестно. Их адвокаты, которые ранее очень охотно общались с прессой, последние пару недель трубки не берут.

Но, источники "Цензор.НЕТ" в правоохранительных органах утверждают - после неудачной попытки вылететь из киевского аэропорта "Жуляны" они находятся на территории посольства РФ в Киеве. Украинские правоохранители предполагают, что дипломаты попытаются вывезти рыбаков. "Они, во-первых, могут попробовать перейти границу незаконно, полями, на неконтролируемых участках. Во-вторых, в российском посольстве много пустых бланков паспортов - им могут выдать документы на "левые" фамилии, так пересечь границу, а потом они будут говорить, что пересекли по своим паспортам… Вариантов существуем множество", - рассказывает "Цензор.НЕТ" источник в правоохранительных органах, знакомый с делом.

Собеседник, не пожелавший себя назвать, размышляет: эта ситуация может разрешится и политическим путем. Например, Украина разрешит членам экипажа выехать на полуостров без предъявления каких-либо паспортов, сделав официальное заявление: "Мы понимаем, что это украинские граждане, которые вынуждены жить на оккупированной территории, у них там остались семьи, поэтому из гуманитарных и моральных соображений мы позволили им выехать с материковой части Украины…".  

***

Россия пока на всю эту историю реагирует пропагандистскими материалами в подконтрольных Кремлю СМИ и высказываниями дипломатов. 19 марта МИД РФ выпустил специальное заявление для СМИ с весьма воинственной риторикой: "Требуем прекратить измываться над российскими гражданами и дать им возможность, наконец, беспрепятственно возвратиться домой, к своим семьям. Наше терпение не безгранично. Оставляем за собой право на жесткие ответные действия".

 

Війна за громадянство в Азовському морі. Історія сейнера Норд 11

Заявление МИД РФ

Можно предположить, что эти угрозы Россия реализует в Азовском море. Главный редактор "Цензор.НЕТ" Юрий Бутусов три недели назад сообщил, что Россия создает "штаб по борьбе с украинской пограничной охраной в Азовском море". "Возможны провокации с задержанием украинских судов в Черном и Азовском морях. Российские власти захотят для освобождения "Норда" и его экипажа захватить заложников с нашей стороны - РФ так действовала неоднократно, так было и в случае задержания сотрудников ФСБ под Херсоном", - пишет Бутусов.

О такой угрозе говорит и бывший командующий Военно-Морскими Силами Украины, вице-адмирал Сергей Гайдук: "Их система базирования разветвленная, охватывает и Темрюк, и Ейск, и Таганрог, и Керчь уже после аннексии Крыма. Такая группировка береговой охраны ФСБ (В РФ Погранвойска входят в состав ФСБ, - авт.) может совершать определенные действия, в том числе и охоту на наших рыбаков"

По словам Гайдука, в российских портах на Азовском море находится до 40 военных кораблей и катеров морской охраны.

Украинские суда и легкие катера для патрулирования там тоже есть, но совсем другого класса, соотношение сил - несопоставимое, утверждают источники "Цензор.Нет". "Армада россиян намного мощнее", - говорит собеседник издания.

Как противостоять угрозе захвата - сейчас обсуждают в Совете Нацбезопасности и обороны Украины.

Ирина Ромалийская, специально для "Цензор.НЕТ", Киев-Бердянск-Киев

Источник: https://ua.censor.net.ua/r3063371
VEhrdlVXOU9ReXN3VEhwUmMwNUROekJhWWxGMVpFZENNRmw2VVhWMFEzZEpUa05ITUZsRVVYVk9Remt3VEVGMlREbEhRVEJNYWxGelpFTjNNRXgyVVhWMFF6Um1Ua05STUV4bVVYWjBRM2t3V1VoU2FrNUROakJNVldjd1RIcFJkblJIUVRCTVZUMD0=
Коментувати
Сортувати:
у вигляді дерева
за датою
за ім’ям користувача
за рейтингом
 
 
 
 
 
 вгору