EN|RU|UK
 Суспільство
  9422  35

 ПРО НЕЕФЕКТИВНІСТЬ НИНІШНЬОЇ СИСТЕМИ НАВЧАЛЬНИХ ЦЕНТРІВ ЗБРОЙНИХ СИЛ УКРАЇНИ ТА НГУ І НЕОБХІДНІСТЬ СТВОРЕННЯ ЗАПАСНИХ ПІДРОЗДІЛІВ

Досвід світової військової історії показує, яким чином відбувалася оптимізація структури збройних сил в умовах браку особового складу.

"Различали боевой состав (численность) и число состоящих на довольствии. В отличие от числа состоящих на довольствии, то есть всех имевшихся в наличии при частях солдат, в боевой состав не входил обоз и штабы.
В ходе войны именно численность боевого состава оперативных частей и подразделений приобрела первостепенную важность при оперативном планировании. Поэтому на высшем командном уровне учитывался именно совокупный боевой состав.

В принципе система запасных войск предусматривала соответствие каждой части действующей армии аналогичной запасной части. Эта запасная часть дислоцировалась, как правило, в месте расположения фронтовой войсковой части, в ней осуществлялась подготовка личного состава, с другой стороны, она занималась переводом солдат из боевой части в запасную и наоборот, поставляя солдат вместо выбывших, например, по причине ранения. Задачей такой системы было обеспечение социокульутрной однородности личного состава.

Для призывников это означало возможность влиться в соединение, вжиться и освоиться в нем перед первыми сражениями в действующей армии, для раненых - возвращение в уже знакомые структуры прежних боевых частей и подразделений".

Кристоф Расс, "Человеческий материал": Немецкие солдаты на Восточном фронте".


Во-первых, следует отметить, что немцы при планировании учитывали только боевой состав - то есть для характеристики боевой бригады учитывалось не сколько там в общем находится на довольствии, а только сколько там находится в боевых подразделениях.

Во-вторых, если воин выбывал из состава боевого подразделения, он снимался там с учета, и переводился в запасное не боевое подразделение. То есть больные, раненые, отпускники минусовались от боевого состава.Также минусовались и откомандированные.

За счет всех этих категорий сейчас раздувается боевая численность боевых подразделений, которая в реальности всегда ниже. Таким образом существует официальный самообман.

Боевой состав в вермахте точно отражал реальное количество людей, которые прямо сейчас находятся в подчинении командира оперативной части.

В-третьих, запасная часть находилась в распоряжении командира боевой части, то есть это был готовый резерв, с помощью которого часть могла себя оперативно пополнять, осуществлять боевую подготовку.

Боевая подготовка в запасной части во время войны, разумеется, более эффективна чем в каком-то самостоятельном учебном центре, потому что действующая часть может обеспечить делегирование опытных офицеров и сержантов из действующих подразделений в запасные для передачи современного боевого опыта и знаний. И наоборот - командный состав запасной части будет периодически направляться на прохождение службы в боевых подразделениях. И все это в рамках одной части, то есть очень гибко, на те сроки, которые необходимы, без утраты связи со своим подразделением.

В-четвертых, у немцев не было нашей громоздкой и не гибкой системы учебных центров, оторванных от действующей армии. Пополнение готовили запасные части в составе действующих соединений.

Потому что основой боеспособности и боевой устойчивости немцы считали создание прежде всего спаянного человеческого коллектива. Вначале - человеческие отношения, а уже потом - профессиональные навыки.
Часть должна была стать семьей для бойца.

Действующая часть имеет куда более сильную мотивацию готовить себе пополнение в своей учебной запасной части, производить отбор поступающих новичков. Потому что в таком случае пополнение готовится для себя, а не для кого-то. И в случае недостатков подготовки проблема оперативно и гибко решается в рамках одного коллектива.

В-пятых, необходимо независимое инспектирование качества боевой подготовки в запасных частях. Экзаменационные проверки. Но ответственность за качество боевой подготовки должна быть на тех, кто каждый день получает практический опыт войны.

Солдат и сержантов лучше всего подготовит сама боевая часть. Специальной подготовки требуют только офицеры. И здесь также следует отказаться от практики поступления офицеров в военные вузы без прохождения солдатской службы. Служба солдатом это и есть самый лучший профессиональный отбор. А направлять на офицерские курсы должна сама воинская часть.

В-шестых, в случае мобилизации и войны наиболее эффективный путь подготовки и мобилизации резервистов и призывников - это направление непосредственно в боевую часть. И там уже боевые командиры на месте будут решать - кого, как и в какие сроки готовить, или направить на дополнительную подготовку. А кто может влиться в коллектив уже сейчас. В любом случае скорость мобилизации и развертывания значительно возрастет.

Существование самостоятельных учебных центров в настоящее время породили ошибки советского военного планирования. Советская система, введенная в 70-х годах, предполагала подготовку страны к глобальной ядерной войне. То есть армия должна была стать проектом тотальной мобилизации. И в СССР существовала реальная всеобщая воинская повинность, и карательная система, которая не допускала уклонений от службы, обеспечивала высочайшую дисциплину. В тех условиях создание огромных учебных центров-комбинатов для подготовки была оправданной. Но есть ли в этом логика сейчас в Украине? Нет. Мы живем уже в другую эпоху, по другим правилам, в другом обществе и государстве.

В составе различных военно-учебных структур находится свыше 30 тысяч военнослужащих, что представляется совершенно неоправданным в условиях низкой боевой численности действующих подразделений. Учебные центры не надо ликвидировать. Они должны стать базой и составной частью действующих боевых бригад. Это будет само оптимальное применение и использование.

Есть необходимость максимально бережно использовать поступающие пополнения. Есть необходимость сократить не боевые подразделения для обеспечения комплектности боевых подразделений действующей армии.

Для этого надо пересмотреть организационную структуру, категорирование боевого и не боевого состава.

В современном мире побеждает тот, кто умеет самым разумным и эффективным образом использовать наличный человеческий ресурс. Люди - это самое главное оружие.


Юрий Бутусов, "Цензор.НЕТ"
Коментувати
Сортувати:
у вигляді дерева
за датою
за ім’ям користувача
за рейтингом
 
 
 
 
 
 вгору